Люминизм - одно из ярких направлений постимпрессионистской живописи, покорил многих бельгийских, голландских и французских художников. Отталкиваясь от основных принципов импрессионизма, люминизм взял за основу важную его характеристику – игру света и тени.
Родоначальник этого направления искусства – бельгиец Эмиль Клаус – художник, внесший неоценимый вклад в искусство Бельгии, во многом, определивший его современное развитие.
Эмиль Клаус был двенадцатым ребенком простого лавочника. В 11 лет юного Клауса исключили из школы, и он нанялся в ученики кондитеру. Там будущий художник выучил французский. В 16 лет Эмиль, питающий страсть к рисованию, начал ходить в художественную школу, находившуюся в соседнем городе, куда отправлялся пешком каждое воскресенье. Несмотря на отличные успехи в рисовании, отец художника был против живописной карьеры сына. Настойчивый Эмиль Клаус попросил о помощи знакомого семьи – музыканта и композитора Питера Бенуа, которому удалось переубедить отца Эмиля в необходимости дальнейшей учебы на живописца.
В 1869 году Эмиль Клаус поступает в Академию художеств Антверпена на условии самостоятельной оплаты обучения. Здесь он знакомится с основами портретной, пейзажной и исторической живописи, пишет свои первые работы, которые уже через год после окончания академии выставляются в Генте и Брюсселе. В этот период Клаус пишет в основном реалистические портреты и жанры, использует темные тона, часто обращается к социальной тематике.
После продолжительного путешествия по южным странам (Испания, Марокко, Алжир), художник впервые выставляется в Париже (картина «Бой петухов во Фландрии», 1882). С тех пор Эмиль Клаус часто навещает Францию, заводит там друзей среди художников-реалистов.
К 1883 году художник, достигнув достаточного признания на родине и неплохого состояния, приобретает имение и берет в жены обворожительную Шарлотту Дюфо из Дейнзе (Портрет жены, 1886, 1900).
Живя спокойной сельской жизнью и работая преимущественно над пейзажами, Клаус не прекращает переписку с французскими художниками, скульпторами и писателями, через которых открывает для себя импрессионизм. Это направление оказывается настолько созвучным художнику, что он полностью меняет свою живописную манеру – отдает предпочтение светлым и теплым краскам, обращает большее внимание на светотень взамен реалистичности исполнения.
К переходному этапу относятся работы «Урожай свеклы» и «Зимородки», которые можно увидеть сегодня в экспозиции музея искусств города Генте.
Эмиль Клаус непрерывно работает над совершенствованием живописных приемов, ищет новые формы, проводит эксперименты со светом. Все это постепенно приводит к формированию нового течения постимпрессионизма – люминизма, который впоследствии развивается Эмилем Клаусом в художественной группе Union Artistique.
Учениками Эмиля Клауса становятся многие бельгийские художники. В 1904 году он организует сообщество Vie et Lumièrе («Жизнь и свет»), призванное продвигать работы, выполненные в стиле люминизма.
В 1914 году, незадолго до захвата родного городка художника немецкими войсками, Эмиль Клаус уезжает в Лондон. В эмиграции живописец работает над многочисленными видами Темзы, которые пользуются успехом.
Сразу же после войны Клаус переезжает обратно, в родную виллу. Говорят, последним словами художника перед смертью в 1924 году были «Цветы, цветы, цветы» - днем ранее он писал пастелью букет, который прислала художнику королева Бельгии Елизавета.
Софья Дурынина