Говоря о живописи Бельгии, нельзя не упомянуть одно из ярких направлений конца XIX века – неоимпрессионизм, видными представителями которого были бельгийцы Тео ван Рейселберге и Жорж Леммен.
Течение неоимпрессионизма зародилось во Франции и основывалось на идеях позднего импрессионизма. Главной задачей художников нового направления была передача оптических приемов: неоимпрессионисты пользовались достижениями науки, чтобы передать в своих произведениях световые и оптические иллюзии. Основным методом живописи неоимпрессионистов стал дивизионизм – прием, которым пользовались еще импрессионисты. Он заключается в разложении сложного тона на чистые цвета и нанесении их друг на друга. На основе этого приема была разработана особая техника писания – пуантилизм, заключавшаяся в нанесении множества маленьких точек, которые сливались в общее изображение.
На первой же выставке французские пуантилисты были жестоко разгромлены критиками, но получили поддержку «Общества двадцати» - объединения бельгийских живописцев, призванного поддерживать новаторские направления в искусстве.
«Общество двадцати» сложилось в 1883-1884 годах. Оно не имело определенной направленности и поддерживало любые направления авангарда. «Двадцатка» организовывала художественные чтения, концерты, лекции, а также ежегодно проводила выставку в Брюсселе, представляя на них работы художников-членов Общества и картины приглашенных живописцев. Главная заслуга «Общества двадцати» - открытие многих талантливых художников, а также становление Брюсселя одним из центров искусства модерна.
Впоследствии бельгийские художники Тео ван Рейселберге и Жорж Леммен, бывшие членами Общества, вошли в число крупнейших представителей неоимпрессионизма.
Современная художникам этого направления критика упрекала их в отвлеченности, холодности и малоэмоциональности. Впрочем, судя по картинам Рейселберге, будто пронизанным светом, насыщенным контрастными цветами, живыми городскими и загородными пейзажами, это было не так.
Тео ван Рейселберге, окончил Академию художеств в Брюсселе, где увлекся живописью импрессионистов Эдгара Дега и Эдуарда Мане. В 1883 году Рейселберге стал одним из основателей упомянутого «Общества двадцати», занимался налаживанием связей французских и бельгийских художников. Большое влияние на его творчество оказало знакомство с неоимпрессионистом Жоржем Сёра, работавшем в технике пуантилизма. Двадцать лет – с 1890 по 1910, живописец придерживался этого направления, только в последние годы жизни отступив от неоимпрессионизма.
Картины художника высоко ценятся и по сей день, совсем недавно одно из его произведений было приобретено больше, чем за три миллиона долларов.
Другой известный бельгийский неоимпрессионист Жорж Леммен приобщался к искусству с детства – его отец был архитектором. Уже в подростковом возрасте будущий художник увлекся полотнами французских импрессионистов, хотя писать картины и выставляться начал только после 20 лет. Леммен вошел в «Общество XX» в 1888 году, здесь он встретил Тео ван Рейселберге, который оказал на него большое влияние и познакомил с неоимпрессионизмом.
В технике пуантилизма написаны большинство выдающихся произведений художника. В основном, это пейзажи и портреты. Жорж Леммен любил изображать море, как и многие другие бельгийские художники. Так, заслуживает внимания его работа «Пляж в Хейсте», являющая, по мнению некоторых искусствоведов, примером переходной живописи от неоимпрессионизма к ар-нуво. Яркие контрастные цвета, техника пуантилизма – все это характеристики неоимпресионизма. Однако неоднозначность некоторых деталей, их возможная символика предвосхищают новое направление, к которому Жорж Леммен обратился после 1895 года – бельгийского ар-нуво.
Софья Дурынина.