XX век – столетие войн, необычайного прогресса и упаднических настроений. Мир менялся с оглушительной быстротой, и художники, поэты и музыканты, пыталось отразить эти изменения в своем искусстве. Привычного языка жизнеподобия, к которому стремились творцы предыдущих столетий, для передачи всех метаморфоз мира уже не хватало. На смену реализму в художественном творчестве приходит сюрреализм – парадоксальное совмещение обыденного и мифического, попытка передать всю непередаваемость эпохи. Именно в этом стиле работал художник Рене Магритт – один из лучших в своем деле.
Рене Магритт появился на свет 21 ноября 1898 года в городке под названием Лессин, но вскоре его семья переехала в другой город - Шарлеруа. Детство Рене едва ли можно было назвать безоблачным: ему с ранних лет приходилось выполнять тяжелую физическую работу. Когда будущему художнику исполнилось 14 лет, погибла его мать.
В 18 лет Рене Магритт прошел в Академию изящных искусств в столице королевства. В 1922 он заключил брак с Жоржетой Бергер – необычайно красивой девушкой, с которой Рене был знаком еще в подростковом возрасте. Жоржета оставалась единственной моделью для картин художника на протяжении всей его жизни.
В том же 1922 году художник впервые столкнулся с творчеством сюрреалистов – это была картина Джорджо ди Кирико под наименованием «Любовная песнь», которая навела Рене на мысли о принципиально новых способах живописи.
Картины Рене Магритта – это смесь философских трудов, карикатур и рекламных плакатов. Последнее не удивительно, ведь довольно долгое время он работал на фабрике бумаги, рисуя, в основном, рекламу.
В 1925 году Рене Магритт написал свое первое сюрреалистическое произведение - картину с названием "Розы Пикардии". Вскоре после этого он заключил договор с галереей Сенто в Брюселе и, наконец, смог полностью отдаться творчеству.
Рене много общался с писателями, поэтами и художниками своего времени, отражая ход их мыслей в своих произведениях. Одним из тех людей, которые серьезно повлияли на его творчество, был бельгийский писатель Метерлинк.
В тридцатые годы Рене Магритт вместе со своим братом открыл собственное агентство рекламы, которое начало приносить стабильный доход. В тяжелое время военной оккупации Рене Магритт поменял приглушенные краски на яркие и позитивные: художник чувствовал, что необходимо поднять дух людей. После окончания войны Магритт вернулся к прежним образам и вскоре был признан широкой аудиторией.
Произведения сюрреалистов часто толковали с точки зрения теории Зигмунда Фрейда, творчество Рене Магритта не стало исключением. Однако сам Рене отталкивался в своих произведениях от современной ему философии, но никак не от психоанализа. Он считал искусство тайной, не подвластной теориям психоаналитиков. По этой причине художник упорно противился причислению себя к сюрреалистам – большим почитателям фрейдизма. Впрочем, у него были и другие существенные отличия от традиционных приверженцев этого стиля. Магритт исходил из предметов обыденного мира, ставя их в разные необычные отношения друг с другом (яркий пример – картина 1952 года «Личное достояние»), сюрреалисты же искали предметы ирреальные, фантастические.
Самый знаменитый образ Магритта – неподвижный человек в котелке и фраке. Картина «Голконда» - одновременно ироничная и пугающая, использует образ мужчин – представителей преуспевающего поколения бизнесменов XX века. Этот образ есть в поздней картине «Сын Человеческий» - человек на фоне кирпичной стены с яблоком перед лицом. В этом яблоке нетрудно угадать библейский образ, на что также намекает название. Между прочим, именованиям своих произведений художник придавал огромное значение – подобно названиям картин Пикассо, они позволяют по-новому взглянуть на содержание картины, а иногда – полностью прояснить его.
Рене Магритт ушел из жизни 15 августа 1967 года. В июне 2009 года в столице Бельгии открылся музей его имени.
Софья Дурынина