Застывшая старина Брюгге
Бельгийский город Брюгге славится своими каналами, производством тканей и кружев, судостроением и ремонтом судов, огранкой алмазов. Так было 500 и 600 лет назад, и даже архитектурный облик города с тех пор почти не изменился, как будто его кто-то зафиксировал в средневековье.
Брюгге называют «Северной Венецией», безусловно говорящие имеют в виду многочисленные каналы, на которых расположился этот сказочный город. Но это только на первый и очень общий взгляд. Венеция построена на более чем ста островах лагуны Адриатического моря и её каналы в основном вовсе и не каналы, а протоки между островами, включая самый большой и известный Гранд-канал.
Каналы Брюгге - сооружения рукотворные, транспортные артерии крупного промышленного и торгового города. В средние века в нём существовало несколько объединений купцов, цехов по направлениям их деятельности: ткачей, обувщиков, мясников и т.д.
Большой и глубокий канал соединяет Брюгге, расположенный в 17 километрах от побережья Северного моря, с портовым городом Зеебрюгге. Этот канал приспособлен для прохода по нему морских судов. Интересно, что окружает город кольцевой канал, этакий аналог кольцевых автомобильных дорог, имеющихся во многих мегаполисах.
В значительной степени городская казна пополняется за счёт туризма. Брюгге своей застывшей средневековой стариной привлекает к себе в большей степени, чем другие города Бельгии. В центре города среди средневысокой городской застройки выделяются три доминанты, видные с любой точки маршрутов осмотра.
Прежде всего, это клинок колокольни церкви Богоматери, высота которой 122 метра. В церкви хранится шедевр Микельанджело «Дева Мария с младенцем», как и все творения этого мастера поражающий воображение. Здесь же находятся могилы Карла Смелого и его дочери Марии Бургундской, судьба которой неразрывно связана с судьбой Бельгии, чьи жизненные решения во многом определили пути развития страны.
Колокольня Кафедрального Собора Христа Спасителя ниже колокольни церкви Богоматери, она возвышается на высоту 80 метров, но также хорошо видна практически из любой части города. Собор считается главным городским храмом, именно здесь находится кафедра епископа.
Третья городская доминанта, сторожевая башня Белфорд или Беффруа, расположена на рыночной площади, её высота 83 метра. Она оборудована интересным музыкальным механизмом, карильоном, с помощью которого 47 колоколов создают различные мелодии. На башню можно подняться, преодолев 366 ступеней. Увы, лифт отсутствует. Но подвиг подъёма себя оправдывает – вид на город с башни открывается потрясающий: все постройки как на ладони, и площадь видна в мелочах.
Заслуживает внимания соседняя площадь Бург. На ней собраны здания, выполненные в разных архитектурных стилях, своеобразная архитектурная площадь-выставка. Нельзя не задержать взгляд на здании ратуши, выполненном в стиле, который принято называть неоготикой. Очень интересен декор сооружения, в том числе состоящий из статуй, которые издалека можно принять за резные пилястры. Это скульптурные изображения знатных людей Фландрии. Соседнее здание Мирового суда, в котором располагалась прежде городская канцелярия, являет собой образец ренессанса. Неоклассицизм представляет образующая прямой угол площади Судебная палата. Не обошлось и без барокко – Дом священника расположен на противоположном от Судебной палаты углу площади Бург.
Обязательно надо прокатиться на лодке по каналам города, увидеть изнанку фасадов средневековых домов, поднырнуть под некоторыми из 54 мостов, переброшенных через каналы. Поразительны берега каналов без набережных, вместо них из воды выступают фундаменты домов, как всё необычное, это архитектурное решение притягивает взгляд. Прочность строительных материалов, находящихся в воде, не может не восторгать.
В Брюгге как Бунин в «Святых горах» «…невольно задумываешься о старине, о той чудной власти, которая дана прошлому».
Юрий Трифонов.