Забронировать гостиницу в Брюгге
Давно ли вы в последний раз задумывались над тем, что такое красота? Почему одно лицо (картина, пейзаж, вид с мостика на собор) вызывают наше удивленное волнение, а другое – оставляет равнодушным? Почему одни пропорции, сочетания форм и цветов, кажутся прекрасными, а другие – наоборот, отталкивают?
Мы не думаем о некоторых вещах годами – и зря! Есть высокие материи, к мыслям о которых нужно, нужно возвращаться... И красота среди них...
Можно ли устать от красоты? Можно ли ею насытиться? Может ли красота со временем стать привычной и наскучить?
Скажем, ночной Брюгге… По которому ходишь и ходишь и никак не можешь остановиться. По узким улочками, мощеным вековыми каменными плитами, по набережным, с которых, нагнувшись, можно зачерпнуть рукой воду из канала, меж домов, украшенных игрушечными шпилями и башенками. То и дело кажется: вот теперь - уже все, не может быть ничего более прекрасного, сказочного, чудесного, но ты делаешь еще десяток шагов, поворачиваешь за угол – и новая картинка вновь заставляет учащенно биться сердце.
А вот интересно, является ли преклонение перед красотой врожденным качеством человека – оно либо есть, либо его нет? А может, чувство прекрасного вырабатывается и развивается с годами: чем больше ты в него погружаешься, тем восприимчивее становишься и тем глубже волнение, которое испытываешь? А вдруг это часть того божественного огня, который Создатель вдохнул в нас вместе с душой?
И наши дикие предки? Замирали они при виде красивого цветка или нежно проступившей на небе радуги, или их подход к окружающей действительности был сугубо утилитарным: это вкусно, а это нет? А наши деды и прадеды, не знавшие еще пресыщения информацией и не утратившие, как мы, способность удивляться, - были ли они более восприимчивы к красоте? Классики утверждают: барышни девятнадцатого века теряли сознание от нахлынувших высоких чувств. А мы? Сможем? Вряд ли... К тому же у нас под рукой всегда есть фотокамера - злой гений XXI века. Щелчок – и все дела: красота, пришпиленная, как бабочка, заняла свое место в сетевом фотоальбоме.
Насмешливый аналитический ум отметит: композиция тогда приятна глазу, когда она уравновешена и гармонична. Это воплощение векового опыта, первобытного инстинкта: красивым кажется то, что не опасно, что не сулит беды. Красивое тело – это, как правило, эталон здоровья, приятный вкус – вкус полезных организму веществ. И вообще, в основе ощущения счастья лежит химические реакции, действие морфина (младшего родственника морфия), выработанного нашим мозгом. А если так, можно ли стать наркоманом красоты и испытывать ломку при длительном пребывании вдали от нее? Что сказал бы по этому поводу папаша Фрейд и другие отцы психоанализа? Неужели и тут все дело в вездесущем либидо и его сублимационной подмене?
Очарование Брюгге, конечно, напрямую связано с водой, с ее зеркальными поверхностями, сообщающими каждому предмету его виртуального двойника. Здесь реальное на каждом шагу перепутано с нереальным, каждый контур и каждая перспектива таинственно вырастает из мерцающего, манящего, бездонного Зазеркалья. Вода повсюду создает контрапункт, цитату, парафраз… А потом вдруг утка, прочертив по зеркалу кончиками лап, с плеском приводняется под гранитным мостиком, и по воде бежит рябь, превращая все в кривое зеркало, пародию, исчирканный черновик.
А может, магия в том, что нашему глазу не очень привычен вид круглых башенок, остроконечных крыш, шпилей, - европейскому глазу привычен, а нашему нет. В Брюгге что-то далекое всплывает в памяти - идущее из детства, из сказок, из чудесных книг, которые нам читали перед сном. У Андерсена, Шарля Перро, братьев Гримм все чудесное происходило в замках именно с такими башенками, торчащими, как опята из пня, под остроконечными крышами, под шпилями и бойкими штандартами, раздвоенными, как соловьиный язычок. И вот теперь нам, взрослым, кажется, что за стрельчатыми окнами, за резными ставнями и кружевными занавесками Брюгге должны жить не обыкновенные люди, бюргеры, а сказочные феи, нежные принцессы и пылкие принцы, влюбленные в свою избранницу до гробовой доски.
Ночь, ночь заполнила все уголки Брюгге, волшебная ночь, опустившаяся на сказочный город. Прозрачные крылышки фей сложены на стульчиках перед кроватями, утихли на плитах пыхтевшие весь день горшочки с чудодейственной кашей, отдыхают в чуланах пропыленные сапоги-скороходы… Посвистывает во сне Оле Лукое, укрылась фиалковым цветком Дюймовочка, дремлет на одной ноге стойкий оловянный солдатик.
Как это правильно и хорошо – в один прекрасный день заехать случайно в Брюгге… И остаться навсегда очарованным тихими мелодиями его улочек, каналов и мостов.
Забронировать гостиницу в Брюгге